Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Отписание интересных мест, маршрутов, достапримечательностей.

Модератор: danyr

Аватара пользователя
WhiteRabbit
Пользователь
Сообщения: 921
Зарегистрирован: 09.05.2007, 18:41
smartphone: Mio P350
Откуда: Иерусалим
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Участник покетовки

Даритель

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Сообщение WhiteRabbit »

Монастырь Святого Креста - уникальное строение с уникальной историей - находится в центре современного Иерусалима, примерно в двух километрах от стен Старого Города.
Изображение
Удивительные контуры классической крепости-донжона века этак 11-12 меня очень заинтересовали, - в первую очередь потому, что большинство поныне действующих монастырей в Иерусалиме и окрестностях построены значительно позже - в основном, в 17-18 веках. Даже знаменитые постройки Ордена госпитальеров датируются концом 12 - началом 13 века. А тут - такое... Еще пара ракурсов для любителей древних крепостей - не моей съемки, взяты из фотоотчета уважаемого ashdod:
Изображение

Изображение
Выяснилось, что греческий православный монастырь Святого Креста, поныне действующий, открыт для посетителей, чем мы и не преминули воспользоваться.
Единственные ворота этой цитадели - не слишком широкие и не слишком высокие, - пройти, слегка пригнувшись, может один человек, - сложены из очень убедительных камушков и закрываются не менее убедительной дверкой...
Изображение
Так вот, немножко об истории... Церковь монастыря, по преданию, была построена на месте, где росло дерево, из которого был сделан Святой Крест.

О преданиях, связанных с древом Креста и монастырем, говорится в церковных источниках, в путевых заметках паломников и описаниях Святой Земли начиная с 12 века. Тем не менее известно, что первоначальная, самая ранняя легенда относится к годам византийского владычества (4-7 века). Впоследствии древнее предание записывалось с новыми добавлениями, пока в 17 веке не приобрело окончательной формы, имеющей хождение в наше время.

Согласно этому повествованию, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов (см.: Быт., гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см.: Быт., гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево – сосну-кипарис-кедр.

Кстати говоря, два огромных кипариса, которые на первом снимке видно возвышающимися над стенами монастыря, считается, берут начало от корней того древнего дерева. Это действительно очень старые деревья, хотя, конечно и не такие старые, как история Лота. Но меня не удивит, если это действительно какие-нибудь побеги побегов от побегов... В этой замечательной истории меня смущает только факт поливания триединого дерева водой из реки Иордан. Ближайшее место, где можно зачерпнуть водички на поливку из Иордана, находится километрах в 90 как минимум... Ну да не приукрасишь малость - что за история выйдет? В пустыне, каковой это место было в те времена, раздобыть на поливку дерева хоть какой-то воды - уже было непростым делом...
Это сейчас внутренние дворики монастыря полны зелени, а в больших клетках чирикают стаи разноцветных попугайчиков.
Внутренний дворик монастыря - здесь можно выпить кофе в тени лимонных деревьев.
Изображение
Да, так вот... Согласно церковным рукописным источникам, подтвержденным археологическими находками последних лет(на данный момент там ведутся энергичные реставрационные работы), основание монастыря относится ко времени византийского императора Константина Великого и матери его Елены, то есть к IV веку н. э. Грузинские средневековые летописи гласят, что некая пленница Наина, или Нонна, испросила у Константина Великого через принца Иверского (Грузинского) Мириана позволение построить церковь на месте, где было срублено дерево для св. Креста Господня.
Кто действительно стал насельниками монастыря в 4-5 веках - грузинские(иберийские) ли, греческие ли монахи - историки сказать затрудняются. Вероятнее всего - и те, и другие. По крайней мере, присутствие иберийских монахов и паломников, в особенности царского рода, в Иерусалиме в 4-5 веках является историческим фактом. Так или иначе - монастырь процветал и под покровительством Византии. Но в начале 7 века, после завоевания Иерусалима арабами, начались гонения на христиан, монастырь был опустошен и заброшен вплоть до конца 10 века. Гонения на христиан прекратились в 1017 году. А вскоре было разрешено и восстановить разрушенные церкви и монастыри.
Пришедший в упадок монастырь Святого Креста с согласия Иерусалимского патриарха был отреставрирован Прохором, иберийским (грузинским) монахом с горы Афон на средства, выделенные царем Иберии Багратом III (980-1044). Работы по восстановлению монастыря были начаты еще до вступления крестоносцев в Иерусалим в 1099 году.
Древняя баня
Изображение
Нижние помещения монастыря сейчас занимает небольшой, но любопытный музей(арка на переднем плане - колодец):
Изображение

Изображение
Кофейная комната(что-то вроде гостиной):
Изображение
Два внутренних дворика и многоярусные помещения соединены галереями, лестницами, переходами... Куча висящих проводов связана с реставрационными работами. :)
Изображение

Изображение
Еще подвальчик - здесь выставлены резные скульптуры 16 века, служившие для украшения церкви и старые(не древние, просто старые, в основном, конца 18-начала 19 века), но удивительно красивые книги, которые можно полистать, любуясь замечательными гравюрами.
Изображение
Это - та книжка, что стоит на отдельной подставке. Бремен, 1824 год. Евангелие Св. Марии. Апокриф?
Изображение
На стене - грузинская рукопись. Забегая вперед, скажем, что монастырь перешел во владение греков-ортодоксов в 1685 году. Почтенного возраста рукопись. Но - такое чувство, что и в те времена были любители покалякать на полях...
Изображение
Колокольня монастыря.
Изображение
Трапезная.
Изображение
Обратите внимание - прямо в трапезной(которая расположена, вообще-то, на втором этаже) - есть колодец с питьевой водой.
Изображение
Кухня и большая печь. Доски с выемками - это формы для хлебушка. :)
Изображение
Посудка. Жаль, плохо воспринимается на фото размер. Этот котелок - больше метра в диаметре.
Изображение
Примыкающее к трапезной помещение для омовения рук датируется 16 веком. Ну - краны, конечно, поновее будут. А в целом, как доктор, не могу не одобрить.
Изображение
Еще дворик...
Изображение

Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:
Монахи, населившие монастырь после восстановления, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона. Благодаря поддержке и финансовой помощи царей Иберии, главным образом Давида IV (1089-1125), иберийская община увеличивалась и процветала. Монастырь смог купить крестьянские земли, располагавшиеся вокруг него, и со временем монастырское хозяйство окрепло.
Правда, говорят, что некоторые из монастырских земель позднее реквизировал король Балдуин IV(1173-1185), передав их в управление монахам ордена Гроба Господня. Между нами, глядя на заросшую некошеной дикой травой современную территорию монастыря - я Балдуина понимаю. Но православные до сих пор припоминают ему это, недобро косясь.
В конце XII века, около 1185 года, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, эмиссар царицы Тамары, , посланный иберийским двором с ответственной задачей – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста.
Попечением Руставели и на средства, привезенные им из Иберии, владения монастыря были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Особое внимание Шота Руставели уделил подновлению внутреннего убранства монастырской церкви. Новые фрески были написаны, следуя первоначальному плану настенных росписей. Но фрески эти воспроизводили иконографический стиль афонских монастырей.
Церковь монастыря Святого Креста: фрески 12 века, обновлялись в 17 веке.
Изображение
Интересно также, что эта церковь - единственная на Святой Земле сохранившаяся церковь, представляющая собой классическую византийскую ротонду.
Изображение

Изображение

Изображение
Остатки старейших фресок можно видеть в алтаре церкви...
Изображение
Своей миссии Шота Руставели посвятил весь остаток жизни. Он и сам запечатлен на одной из фресок - причем, это единственный известный портрет поэта.
Изображение
Очень старая книга. Замечательный переплет украшен эмалевыми вставками с образками и надписями по-русски, которые вполне сгодились бы в качестве девиза клуба: "Вначале было слово..." Звиняйте за убегшую резкость, очень уж вспышкой пырхать не хотелось.
Изображение
До XV века паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви и то место, где росло древо Святого Креста, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма. Место, где росло дерево, можно увидеть через круглое стеклышко. Ящик для даров и пожертвований рядом чем-то напоминает старый игральный автомат - "подъемный кран": чего там только нету - бусики, браслетики, монеты и фотографии, иконки, купюры, крестики, кольца и даже чьи-то часы... Удивляюсь, как никто не догадался ключ от машины туда закинуть...
Изображение
Центральная дверь церкви - изнутри. Снаружи она еще обита железными полосами сантиметров по тридцать шириной и проклепана. Замки и петли для засовов сделаны без какой бы то ни было экономии металла. Очень основательная вещь. И такой подход можно понять...
Изображение
Например, процветание монастыря неожиданно прервалось на исходе 13 века, когда арабские налетчики, предводительствуемые Мелеком эль-Насиром Бен-Халауном, захватили монастырь Святого Креста и изгнали монахов, живших в нем. На какое-то время церковь была превращена в мечеть, а монастырь стал богословской школой для дервишей. Монастырь был восстановлен в правах и возвращен его законным хозяевам в 1305 году, после вмешательства византийского императора Андроника II Палеолога (1281-1333).
После постигшего его бедствия монастырь был реорганизован. Монашеская иберийская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени. Число братии увеличилось за счет новых монахов из Иберии, а монастырские владения были пополнены новыми пожертвованиями и приобретениями. В силу ряда политических причин того времени и вследствие географической, этнической и языковой близости грузин и очередных завоевателей-мамелюков, иберийская община Иерусалима имела в 15 веке значительный политический вес и влияние.
Период процветания монастыря длился с начала 14 до начала 16 века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок.
В отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Не только неблагоприятная внешняя обстановка, но и внутренние разногласия и споры братии привели в конце концов к расформированию монастыря.
Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В 1685 году монастырь перешел во владение греческого ортодоксального Патриархата, выплатившего долги иберийских монахов. До сих пор наблюдается некоторое разногласие в трактовке: Иерусалимский Патриархат оценивает свою роль в этой истории, как помощь и благодеяние, истинно спасение христианского монастыря, - грузины же ворчат, что их провели хитрые греки, воспользовавшись старыми султанскими указами...
Тем не менее, в настоящее время это греческий ортодоксальный монастырь, братия которого составляет около 10 человек. Вот такая вот история...

Ну и какая же история без легкой пикантности... В 2004 году монастырь Святого Креста посетил Президент Грузии, уважаемый товарищ Саахов Саакашвили. Он поучаствовал в открытии памятника Шота Руставели рядом с монастырем, вот он, этот памятник:
Изображение
А еще он преподнес монастырю золоточеканную икону Св. Георгия. (фото ув. ashdod)
Изображение
Вопрос Знатокам: какого именно дракона в виде мужика в имперской короне лихо поражает на иконе Св.Георгий? :roll:
Минута пошла... :wink:
Аватара пользователя
VictorSh
Пользователь
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 25.06.2007, 08:31
smartphone: Samsung Galaxy S10e
Откуда: Jerusalem
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 14 раз

Даритель

Сообщение VictorSh »

Стыд захлестнул меня с головы до ног: живу в Иерусалиме свыше 15 лет, регулярно проезжаю мимо Долины Креста, оставляя её то справа, то слева, а в самом монастыре никогда не был. :oops:
В связи с этим вопрос: с какой стороны есть заезд к монастырю и каковы дни и часы работы?
Аватара пользователя
WhiteRabbit
Пользователь
Сообщения: 921
Зарегистрирован: 09.05.2007, 18:41
smartphone: Mio P350
Откуда: Иерусалим
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Участник покетовки

Даритель

Сообщение WhiteRabbit »

Открыт он с 10.00 до 17.00 (летом до 18.30) кроме воскресенья. Входной билет стоит 15 шек. Парковки - либо по верхней части улицы А-Рав-Герцог(если ехать со стороны центра), либо(Имхо идеальный вариант) на улице Иошуа Явин(въезд с улиц Залман Шаниор или Иеуда Бурла). Это маленькая полупешеходная дорожка, если ехать по ней - упираешься в довольно просторную стоянку, там до монастыря пять минут не торопясь пешком дальше по улице Явин, которая сразу за поворотом становится улицей Шота Руставели. Возле входа в монастырь культурно припарковать машину(так, чтобы точно никому не помешать) вроде нельзя.
Аватара пользователя
VictorSh
Пользователь
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 25.06.2007, 08:31
smartphone: Samsung Galaxy S10e
Откуда: Jerusalem
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 14 раз

Даритель

Сообщение VictorSh »

WhiteRabbit,
огромное спасибо!
Ответить

Вернуться в «Путешествия по Израилю»