Итак, продолжение...
День третий - утро. Крепость Аль-Шобак(Монреаль)
Ранний подъем утром третьего дня оказался тяжел. Заботливо приготовленный накануне работниками полевой школы завтрак полез внутрь только усилием воли.
Тем не менее, в половине восьмого утра мы уже благополучно выгрузились из машин напротив КПП Рабин, и, оставив машины на стоянке и, прихватив с собой только рюкзаки с самым необходимым и сюрпризно вылезшего из кустов мастера-предводителя каравана(нашего гида по Иордании по имени Борис), начали скучный процесс перехода границы. Очередь-легкий шмон-оплата пошлины-паспортный контроль-топ-топ ногами до Иордании,очередь-легкий шмон-паспортный контроль-оплата пошлины-виза-сувенирная лавка - и вот мы уже по ту сторону, и с каждой стенки более или менее подходящего размера на нас приветливо и мудро взирает король Абдалла: в военной форме, в бедуинской одежке, в цивильном костюме...
Нельзя сказать, что в процессе перехода границы не было вообще ничего забавного, например, где-то посреди нейтральной полосы остались валяться здоровенные бетонные блоки кубической формы, привезенные для какого-то военного строительства, да так и не использованные. Убирать их оттуда, видимо, было лениво или проблемно - поэтому на них просто нарисовали точек, как на игральных костях - получилось даже смешно. А Rabbitenok не могла без хихиканья видеть иорданскую полевую форму: "Гляди, они же все в пикселях! Они что, этот рисунок с пятнами в интернете качали и в разрешении получше не нашли?"
Но вообще - мы рады были таки сесть в микроавтобус, встречавший нас на иорданской стороне. Хороший такой автобусик, чистенький и с кондиционером. Минут пятнадцать народ еще активно таращился в окна, проявляя любопытство, но потом дружно сломался и выпал досматривать недосмотренные с утра сны. В общем, мы ехали, ехали... И, наконец, приехали.
Вот так оно выглядит в GoogleEarth:

Вот так - на старой гравюре:

А вот так - вживую:
Монреаль (Monreal) (Крак де Монреаль, Аль-Шаубак (Al-Shaubak), Аль-Шобак), замок в Трансиордании (Вади-Араба, территория к востоку от Мертвого моря).

Как и все замки крестоносцев, Шобак стоял в удобном месте, на пересечении дорог. Мимо проходили караваны из Сирии на Аравийский полуостров. Король Балдуин I брал плату за проход мимо замка и тем самым пополнял казну королевства. Владельцем Шобака был Филип де Мильи, а затем Монреаль перешел в руки небезызвестного Рено де Шатийона.После завоевания Иерусалима в 1099 г. крестоносцы постепенно расширяют свои владения в Святой Земле. В 1100 г. первым королем Иерусалимского королевства после смерти Готфрида Бульонского становится его брат - Балдуин I (Baudouin Ier), граф Эдесский. В 1115 г. Балдуин I отправляется в поход для завоевания Трансиордании, обширной территории к востоку от Иордана, в древности называвшейся Идумея. Там, для упрочения своего положения, он закладывает замок Шобак. Первые укрепления были построены за 18 дней и в строительстве принимал участие сам Балдуин I. По этой причине замок и получил название среди крестоносцев - Монреаль или "Королевская гора" (Mont Royal).
И из этого замка Рено нападает на проходящие мимо караваны, грабит безоружных торговцев, несмотря на перемирие. А еще, знаете, что придумал? В замке построил корабли, а потом посуху, через пески, перетащил их на Красное море. Собрался завоевывать Мекку.
Салах ад-Дин не выдержал такой наглости и осадил оба замка де Шатийона, Крак де Моав и Крак де Монреаль. Последний выдержал осаду два года и пал в мае 1189 г. (Сам бандит и хулиган де Шатийон до этого времени не дожил - он был захвачен в плен в числе других рыцарей в результате разгрома крестоносцев в Хаттинской битве в 1187, совершенно в своем духе умудрился нахамить лично Салах ад-Дину, за что, естественно, сходу был казнен.)
.Согласно легендам, защитники замка настолько страдали от истощения, что им пришлось продать своих жен и детей бедуинам за еду, чтобы продолжать сопротивление, а их глаза ослепли от недостатка соли.
Салах ад-Дин после капитуляции разрешил гарнизону уйти к побережью и даже, говорят, выкупил их проданных женщин и детей
Короче говоря, вот к этому замку мы и приехали. Только отнюдь не к главным воротам - а остановились мы аккурат в вади под замком, где наблюдался небольшой каменный водоем - как выяснилось - источник. Меня одолели мрачные предчувствия -и они меня не обманули: бодренький гид велел вооружиться фонариками, а так же очень вовремя поинтересовался, не страдает ли кто-нибудь из присутствующих боязнью высоты или клаустрофобией. Тем, кто сомневался - предстояло выяснить этот вопрос окончательно буквально через пару минут.
Сдвинули крышку какого-то люка - и слезли под землю.
(фотографировать этот участок пути мне как-то не пришло в голову, поэтому 2 следующие фотки для иллюстрации пришлось позаимствовать из блога "Ботинок", за что вы меня простите, я надеюсь)

А там...

Ну, в общем, мы полезли. "Всего 100 метров по вертикали", как сказал наш гид. "С учетом крутизны подъема градусов в 30",- быстренько прикинул про себя Кролик,- "это метров двести должно быть". Как оказалось впоследствии, школьный курс геометрии рулит, длина хода, согласно найденным в сети данным, действительно около 200 м. Но, скажу я вам, 200 метров трусцой по гаревой дорожке - это одни 200 метров, а 200 метров под землей на подъем по осыпающимся песком ступенькам, а где и вовсе без них, а местами - на четырех костях, ибо круто и скользко одновременно, - это совсем другие 200 метров. Зато запомнилось.

В общем, в условиях осады водички принести чайник поставить - неслабая была задачка... Но вот мы выбрались на простор.
Борис рассказывает, мы слушаем, толпу создают местные вьюноши, испытывавшие горячейшее желание общаться с заезжими иностранцами, - и осуществлявшие его в силу своего очень условного знания английского и уймы доброй воли.

Добавлено спустя 1 минуту 1 секунду:
От крепости осталось не очень много - но кое-что таки осталось:






Добавлено спустя 38 секунд:
Там и сям, судя по всему, еще продолжаются раскопки, что-то где-то пытаются местами подреставрировать и законсервировать

Обзор со стен крепости - лучше не бывает. Далеко видно.




Добавлено спустя 1 минуту 50 секунд:

Много камней, да? Ну извините, так уж получилось - неровно я дышу к этим старым крепостям...


В сохранившихся помещениях(а их, кстати, не так уж мало) сложены найденные при раскопках бытовые предметы,


украшения, оставшиеся от поздней перестройки крепости мамелюками,

Говорят, это метательные снаряды. Хотя после их подземного хода, меня не удивит, если выяснится, что крестоносцы Монреаля были настолько суровы, что этими мячиками играли в футбол.

Добавлено спустя 57 секунд:
Несмотря на всю свою разбойную сущность, обитатели замка были люди богобоязненные. Вот часовня(в замке была еще одна церковь, расположенная уровнем выше и размером побольше, от нее не много осталось).

Сохранившаяся башня - тоже из перестроенных мамелюками, украшена арабской вязью:

На воротах - вот такой щит. Ну, это они так прикалываются. Но симпатично.

Впечатляет замок. Точно впечатляет. Не может не зацепить: вот стоишь в часовне, в которой ну наверняка хоть раз бывал неистовый Рено де Шатийон. Про которого книжки, и Википедия, и кино снимали, и до сих пор сплетни рассказывают... Который умер, как жил, а за свою буйную жизнь успел столько всякого... Аминь.
Продолжение следует...
Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды:
Ну, в общем, вы поняли - люди, которые повскакали неприлично рано, бездарно подавились завтраком, потом нудно переходили границу, а потом изрядно порезвились в старой крепости - к середине дня стали задаваться вопросом: а не пора ли подкрепиться? Поэтому, прежде чем продолжать путешествие, мы таки заехали подкрепиться, и подкрепились на славу, плотно набив брюшко швармой, кебабами, лепешками с хумусом и прочей традиционной ближневосточной закусью за довольно смешные, как выяснилось, деньги. Ну, по израильским меркам, смешные: вкусный плотный обедец на восьмерых включая чай-кофе-колу и чаевые, стоил 25 динаров, 1 динар=6 шекелей.
День третий - продолжение. Бейда и Малая Петра.
Ну а потом мы опять погрузились в наш славный маленький автобус - и выгрузились у сувенирного базарчика.

Прямо пойдешь - в Малую Петру попадешь. Но, если вы читали рассказки про прежние путешествия нашей компании, то наверняка знаете про нашу древнюю традицию ходить налево. Вот и сейчас, хотя путешественников возглавлял не DrLutz, а совсем наоборот, приглашенный гид Борис, традиция оказалась соблюденной. Мы свернули налево и потопали по тропинке.
Справа от нас были затейливые скалы с карабкающимися на них деревьями. Вообще - странноватые деревья - они даже не пытались расти на дне долины, а упорно старались забраться повыше.


Слева - была долина, в которой тут и там торчали древние святилища

Практически возле тропинки примостился большой жертвенный камень. Там подходящий такой столик на верхушке камня...

Чьи святилища-то, и что это были за боги? Вообще, как объяснял Борис, большинство святилищ вот на этой равнине было посвящено главному набатейскому божеству с добрым именем Душара - он считался, прежде всего, покровителем караванов. Хотя мифологический словарь весьма расширяет его обязанности:
Да, немножечко кстати о набатейском царстве, если кто не в курсе:Душара, в древнеарабской мифологии верховное божество в пантеоне государства Набатея, почитавшееся также некоторыми племенами северной и центральной Аравии. Слово "Д." - арамеизация арабского "зу-Шара", что означает "владетель Шары" (Шара - вероятно, название округи Петры, столицы Набатеи) и, возможно, является заменой запретного имени божества (см. Аарра). Д.- космическое божество, творец, устроитель мировой гармонии и вселенского порядка, владыка мира. Он был также богом-громовержцем и отождествлялся с Зевсом, известны и отождествления Д. с Аресом, но это, по-видимому, народная этимология имени Д., и считать его богом войны нет оснований. Одновременно Д. был богом земледелия и растительности, виноградарства и виноделия и соответствовал Дионису. Согласно мифу, Д. был рождён девой-камнем. Отождествление с Дионисом и рождение Д. от девы свидетельствуют о том, что он, очевидно, был умирающим и воскресающим богом. Набатеи считали его покровителем своей страны и богом царской династии. Идолом Д. служил чёрный четырёхугольный необработанный камень, которому приносили жертвы. Очевидно, ипостасью Д. был Аарра. Возможно, в Набатее Д. отождествлялся с Аллахом. (но не исключено, что Аллах почитался в Набатее наряду с Д.). Видимо, Д. соответствует Ороталт. Почитание Д. было широко распространено среди арабских племён и после падения набатейского государства.
Короче говоря, по большому счету, Набатея была купеческим царством, перекрестком караванных троп. И местные жители очень лояльно относились к богам странников, по этим тропам проходящих. Странники, в свою очередь, поклонялись своим божествам, но не забывали и местных. "Что ни камень - то бог. Или хотя бы идол." Вообще говоря, что-то в таком подходе было. Странные здесь скалы. Ты смотришь на них, они смотрят на тебя...Набатея, древнее государство набатеев (группы арабских племён) в конце 3 в. до н. э. - 106 н. э. на территории современной Иордании. Столица - г. Петра. В конце 3 - начале 2 вв. до н. э. входило в сферу влияния птолемеевского Египта. Первый известный царь Н. ц. - Харитат I (правил с 169 до н. э.). При Харитате III (87-62 до н. э.) Н. ц. подчинило Дамаск. В конце 60-х гг. 1 в. до н. э. признало вассальную зависимость от Рима. Набатеи неоднократно участвовали в военных экспедициях Рима (в 70 н. э. в осаде римлянами Иерусалима). Наивысшего подъёма Н. ц. достигло при Харитате IV (9-40 н. э.). В 106 н. э. Н. ц. было завоёвано римским императором Траяном, на его территории образована римская провинция Аравия.
Искусство Н. ц. (не утрачивая древнеарабских художественных традиций) испытало значительное влияние эллинистической культуры, которое проявилось в архитектуре в использовании ордерных элементов, а в изобразительном искусстве - в обращении к сюжетам греческой мифологии и стремлении к объёмно-пластической трактовке формы.


Добавлено спустя 1 минуту:
Невдалеке стоят бедуинские шатры. Там живут все местные спецы по сувенирам, проводники и пастухи (причем все три функции соединяют в себе одни и те же люди



Удобным пещеркам в скалах тоже находится применение - от жилых помещений

до коптилен

Стада у местных скотоводов смешанные: вместе козы и овцы. Чем суровее климат в данном конкретном местечке, тем больше в стаде будет коз и меньше овец.

Еще одна странная скала присела отдохнуть у дорожки...

Мы обогнули ее и оказались в долине, со всех сторон окруженной скалами.

Добавлено спустя 2 минуты 55 секунд:
Вот еще домик в скале. Обитаемый, кстати. Кем-то, видимо, весьма широкоплечим.


Скала, в которой вырублено это жилище, от выветривания стала похожей на ежика.

А в мире есть люди, готовые влезть на каменного ежа, чтобы сфотографировать колючки.


Тут случилось еще одно лирическое отступление.

Естественно, состоялась краткая фотосессия и братание с местной живностью.



Заминкой не преминули воспользоваться бедуинские ребятишки, под девизом "дай динар!". Есть подозрение, что фотомоделями они подрабатывают весьма регулярно.

"Два мира - два детства", елки зеленые...
