Всегда казалось, что этот человек будет постоянно находиться в иерусалимсом
> квартале Тальбия, подтянутый, внимательный мужчина в возрасте. Всегда
> казалось, что Бенцион Нетаниягу, сохранивший в глубочайшей старости (Died
> April 30, 2012) все свои замечательные качества зрелого и даже молодого
> возраста будет находиться возле своих сыновей, в своем Иерусалиме, в Стране
> Израиля.
>
>
>
> Зимой 2009-го года Бенцион Нетаниягу дал интервью информационному сайту
>
> NRG, которое можно считать каноническим. Он разъяснил многое про своих
> детей, про своего сына Биньямина, про свой взгляд на жизнь страны и народа,
> на место своего сына в местной политике, на очень многое. Он честно и
> откровенно ответил на самые въедливые вопросы. Бенцион Нетаниягу мог это
> позволить себе. Ему было 99 лет, он все помнил, читал без очков. Его мысль
> была остра и сильна. Взгляд голубых глаз был свеж и уверен. Журналист
> тогда,
> вряд ли справедливо считал, что <его сын Биби таким не будет никогда>.
> Израильские журналисты, воспитанные в определенной идеологической атмосфере
> (многие из них), мало почитают и ценят Биньямина Нетаниягу. К его отцу
> отношение же у них было трепетным и почти восторженным, так это кажется
> сегодня.
>
> Не думаю, что кто-то должен дублировать своего отца по всем деталям
> характера. Но, конечно, повторять, основные вехи отцовского жизненного пути
> сыновьям необходимо. Такие люди, как Бенцион Нетаниягу, все-таки
> чрезвычайно
> редки. В известном смысле, Бенцион Нетаниягу является одним из тех на ком
> основана и на кого опирается современная, независимая еврейская жизнь.
>
> Когда он беседовал с журналистом, то говорил о намерении поехать в
> путешествие по Исландии, но <просто не с кем ехать, ведь нужен собеседник,
> а
> моя филипинская помошница все-таки не собеседник. Она очень умна, но к
> сожалению, не собеседница. Младший сын Идо не подходит для моего
> путешествия, а премьер-министр Биньямин слишком занят, просто не с кем
> ехать
> в Исландию>. Все это Бенцион Нетаниягу изложил спокойно, без тени горечи.
>
> - Но у детей Биньямина и его жены есть время для того, чтобы сопровождать
> вас?
>
> - Дети Биби прекрасно учатся, отец не направляет их обучение, оставляя все
> на их усмотрение. Дети очень способны к наукам и потому у Биби нет с ними
> особых проблем.
>
> - А Сара?
>
> - У Сары тоже свободного времени нет. К тому же особых отношений между нами
> нет.
>
> - А с внуками?
>
> - Яир человек очень яркий, интересный. Относится ко мне как к другу. Я
> получаю удовольствие, разговаривая с ним о политике. Авнер, человек мягкий,
> заинтересованный в особых отношениях со мной. Считаю, что он необыкновенно
> одарен.
>
> В кабинете профессора Нетаниягу тихо и тепло в этот сутденый, зимний,
> иерусалимский вечер. Много книг. Сочинения Пинскера, Герцля, Нордау,
> Черчиля, Дизраели стоят на полках рядом с автобиографической книгой Моше
> (Боги) Яалона.
>
> В углу небольшая скульптура старшего сына Йони. Подполковник Йонатан
> Нетаниягу наблюдает своим бронзовым взглядом за происходящим в кабинете
> отца. Есть некая интеллектуальная самодостаточность в предметах,
> расположенных в этой комнате.
>
> В 1998 году журнал <Нью-Йоркер> поместил огромный материал о Биньямине
> Нетаниягу. Большая часть статьи была посвящена отцу тогдашнего главы
> правительства. <Если вы хотите понять Биби Нетаниягу, то просто обязаны
> познакомиться с его отцом>, - написал автор статьи, лауреат Пулицеровской
> премии по журналистике Дейвид Ремник.
>
> Сам Бенцион Нетаниягу, избегавший общения с журналистами, настаивал на том,
> что его разговор с американским публицистом носил характер полушутливого
> дружеского разговора ни о чем.
>
> И все-таки из той статьи можно было понять всю тяжесть идеологического
> груза, который возложен на Биньямина Нетаниягу его отцом. Бенцион Нетаниягу
> не скрывал своих ожиданий. Такой доминантный человек, как отец Нетаниягу,
> не
> мог быть другим. Биби обязан был оправдать свое воспитание в духе крайне
> правого ревизионизма прежде всего перед отцом.
>
> Биньямин Нетаниягу несколько раз говорил, что не хотел бы, чтобы его имя
> связывали с какими-либо отступением с территорий, любых территорий
> Эрец-Исраэль.
>
> <Я сын историка иудаизма, помню об этом>, - повторял Биньямин Нетаниягу,
> подчеркивая, что именно отец стал причиной его ухода из правительства
> Шарона
> за несколько дней до начала размежевания в секторе Газа в августе 2005-го
> года. <У тебя я научился всему, отец>>, - признался Биньямин. Это больше,
> чем признание в любви к отцу. Говорит зрелый, умный опытный человек,
> находящийся на самом верху политической власти страны.
>
> Во время первой каденции Биньямина на посту премьера его отец верил, что
> сыну больше подходит должность министра иностранных дел. Сейчас же (2009
> год), по мнению отца, Биби подходит должность премьера идеально. Биньямин
> Нетаниягу, считает его отец, может сейчас вполне совмещать три важнейшие
> должности - премьера, министра иностранных дел и министра финансов.
>
> При всем при том, отношение отца к работе сына вполне трезвое, критическое.
>
> - Если Ваш сын провалилися в свою первую каденцию на посту премьера, то
> почему сейчас он должен преуспеть, по вашему?
>
> - Биби не был успешным премьером в 96 году, наделал много ошибок, был
> слишком молод. Честно говоря я был потрясен его победой на выборах над
> Шимоном Пересом, очень известным и популярным политиком. Но я был уверен в
> том, что Биби не преуспеет на должности премьера. Сегодня я знаю, что он
> сделал выводы из той поры и многому научился.
>
> - Какова была самая большая ошибка вашего сына тогда?
>
> - Ошибок было много. Не уверен, что он понял тогда всю сложность проблем.
>
> - А сегодня?
>
> - А сегодня он, я думаю, более осторожен и опытен, не подвержен иллюзиям.
> Он
> найдет путь к успеху, найдет возможности достижения успеха.
>
> - Что вы думаете о нем?
>
> - Биньямин, или, как его называют, Биби, в известном смысле, значительная
> личность. Основная черта его характера заключается в возможности влиять на
> других, в осуществлении намеченных программ. Он просчитывает варианты
> действия и находит лучший путь к осуществлению намерений. Видит картину в
> целом, что очень важно для политика.
>
> - А каковы его недостатки, по вашему?
>
> - Людей без недостатков нет. Иногда он неправильно выбирает помощников,
> которые не подходят должностям. Биньямин не всегда правильно оценивает
> человеческие возможности.
>
> - По вашему, он достоин быть главой правительства?
>
> - Да. Я очень доволен тем, что он избран, потому что остальные претенденты
> этого поста недостойны. Их просто невозможно сравнивать с ним. Это
> серьезная
> проблема - отсутствие подходящих людей для руководства страной.
>
> - Ципи Ливни не подходит управлению страной? (В этот период времени Ливни
> была главой партии Кадима и лидером оппозиции).
>
> - Совершенно нет, она не понимает нынешней политической ситуации. Она
> предлагает разрешение проблем, которые не подходят ни евреям, ни арабам. Ее
> высказывания не выглядят мудрыми, не подходят для национальных интересов
> народа. Как же она может быть лидером еврейского народа в таком случае.
> Главное же состоит в том, что она этого просто не понимает. Она не знает
> английского языка, она плохой оратор.
>
> - А Эхуд Барак подходит для этой должности?
>
> - Конечно, нет. Барак подходит,в известной степени, для должности министра
> обороны. Он был заместителем Йони в <саерет маткаль>, они небезуспешно
> занимались арабским террором. Он может быть министром в тех рамках, которые
> ему означит Биньямин. Думаю, что Барак сможет приспособить свои воззрения к
> требованиям главы правительства.
>
> - Есть кто-то в правительстве, кого вы цените?
>
> - Боги Яалона. Он прекрасно понимает оборонную и политическую ситуацию и
> проблемы наших арабских соседей. Он знает как себя нужно вести с ними. Боги
> обладает способностью успокаивать ситуации без применения силы, свойство
> сильного и очень умного человека. Я уважаю и ценю Бени Бегина. Он идеально
> подходит к разрешению проблем образования в стране.
>
> - Это правительство сможет продержаться у власти?
>
> - Если Биньямин будет достаточно агрессивен и правильно распределит
> обязанности среди министров, то да. Если он сумеет продвинуть основные
> цели,
> стоящие перед кабинетом министров и страной, то да.
>
> Есть нечто значительное в этом человеке и разговоре с ним. Это и возраст,
> это и опыт, и интеллектуальная сила и уверенность в своей правоте, и
> способность к аналитическому мышлению. Он видит все очень хорошо, возможно,
> на уровне пророка. Ему могут позавидовать люди много моложе его. Он
> вырастил
> трех сыновей, оказал огромное влияние на сына, который стал
> премьер-министром. Все это многое проясняет. Потому этот разговор так важен
> для всех.
>
> Вот его мнение о еврейско-арабском конфликте.
>
> <Евреи и арабы - как два животных, которые сошлись на узком мосту. Одно из
> животных должно уступить и спрыгнуть в реку, что означает смертельную
> опасность для него. Никто этого, понятно, не хочет. Потому это
> противостояние продолжается в том виде, в каком мы видим его сегодня.
> Спрыгнет в реку слабейший, это очевидно. Я верю, что воля евреев и желание
> жизни, сильнее, чем у арабов. Евреи здесь, это все, что есть у еврейского
> народа, а арабы здесь, это малая часть арабской нации, и потому я верю в
> настойчивость своего народа, в его желании выжить и выживать.
>
> - Что означает для арабов прыжок с моста в реку?
>
> - Только то, что они не смогут больше воевать против нас. Что они не смогут
> функционировать ни как гражданские ни как военные лица, ни как граждане, у
> которых нет электричества, продовольствия, школ, больниц и так далее. И
> тогда они сбегут. Все это зависит от нашей способности победы в войне.
>
> - Возможно ли, чтобы одно из животных отступило на мосту и освободило путь
> другому, что и означает мир, мирные переговоры?
>
> - Животные, столкнувшись, уже не могут пятиться. Помимо этого они должны
> сохранять равновесие на зыбком мостике. Отступление вызовет потерю
> равновесия.
>
> - Можно понять, что вы не верите в мирный процесс?
>
> - Я не вижу никаких признаков стремления к миру у арабов. Абу-Мазен не
> демонстрирует воли арабов в достижении мира. Не верю, что ХАМАС пожелает с
> нами договариваться о мире. Потому что если ХАМАС сядет с нами
> договариваться о мире, то он перестанет быть ХАМАСом. Наше положение
> незавидно со всех точек зрения, но мы обязаны побеждать, потому что у нас
> просто нет другого выхода. Если мы не можем вернуть одного нашего пленного,
> то мы далеки от цели. Если бы мы нанесли им ужасный и болезненный удар, то
> они бы немедленно вернули нашего пленного. Ситуация тогда бы, стала более
> нормальной в отношениях с арабами.
>
> - Вы не слишком симпатизируете арабам?
>
> - В Танахе есть высказыания о разных народах. О арабах у Йермиягу (пророк
> из
> города Анатот, который утверждал, что евреи грешны. Йермиягу был пророком
> гнева - прим. переводчика) говорится: <как араб в пустыне ты, Израиль>. Это
> нелестное высказывание, ничего хуже нельзя сказать о народе. Почему? Потому
> что в пустыне нет закона. Можно сделать все, что твоей душе угодно.
> Арабский
> противник тяжел и опасен. Склонность к конфликту является частью его
> характера. Он не склонен к соглашениям и договорам. Его суть - постоянное
> стремление к войне.
>
> - Есть ли возможность мира с ними?
>
> - Я этой возможности не вижу. Палестинского народа не было и нет.
> Искусственно создать страну для несуществующего народа невозможно. Речь
> идет
> о жителях определенной территории, которые создали вокруг себя имидж
> народа,
> чтобы оправдать свое постоянное стремление к войне.
>
> - Какой же выход из этого положения?
>
> - Никакого выхода нет, кроме как с позиции силы. Потому что сила есть
> единственный аргумент в глазах арабов, единственное, что может действенно
> повлиять на них. Выход находится в том, чтобы держать территорию, держать
> Газу, скажем, даже если это может вызвать конфликт. Нельзя ожидать их
> восстания, необходимо со всей силой предупреждать их действия и поступки.
> Это единственная возможность выживания здесь.
>
> - На чем основаны ваши слова, на каких фактах истории?
>
> - Есть огромный опыт жизни здесь, который нельзя забывать никогда. Я говорю
> о власти турок над арабами. Турки были здесь 400 лет. Вес было тихо и
> мирно.
> Арабы турок ненавидели, но вынуждены были подчиняться, у них не было иного
> выхода. Я, конечно, не советую подражать массовым виселицам турок для
> демонстрации силы власти, арабы просто должны ощущать мощь и волю соседнего
> народа.
>
> - Но мир с Египтом и Иорданией существует уже десятки лет.
>
> - Египтяне не арабы. Это народ, который говорит по-арабски. Если вы
> назовете
> египтянина арабом, он обидится. Иордания просто не может ничего поделать
> против нас, они намного слабее...
>
> - А арабы Израиля?
>
> - С ними у нас также нет ничего общего. Цели арабов Израиля - наше
> уничтожение. Они этого даже не скрывают. Процент желающих сосуществовать с
> нами очень мал. Я убежден в том, что с арабами Израиля нужно говорить с
> позиции силы, на языке который они понимают. Они должны все время помнить,
> что нет прощения преступникам, их будут преследовать всегда. Я говорю о
> силе, которая основана на справедливости, на правде, на законе.
> Нельзя просто так убивать людей, никто этого и не делает. Есть человеческие
> права, которые необходимо соблюдать всегда.
>
> - Насколько Биняьмин Нетаниягу находится под влиянием ваших взглядов?
>
> - У родителей всегда есть влияние на детей. Только никто не знает насколько
> это влияние распространяется. Он всегда хотел самостоятельности, свободы, с
> самых малых лет.
>
> - Вы видели в нем черты человека, который дажды станет премьер-министром
> Израиля?
>
> - Никогда я так не думал. Хотя он был очень смелым мальчиком и юношей, но
> смельчак может стать и главой банды разбойников, в той же степени, что и
> лидером борьбы за свободу.
>
> - Ваше мнение об обмене пленного Гилада Шалита?
>
> - Необходимо навсегда прекратить всякие разговоры об обмене сотен
> террористов на одного пленного солдата. Ни в коем случае нельзя допускать
> подобных сделок, ни за что.
>
> - Вы боитесь смерти?
>
> - Этот вопрос не занимает меня. Я не думаю о смерти и не боюсь ее. Я знаю,
> что смерть неизбежна, я должен умереть как все, это для меня очевидно.
>
> Бенцион Нетаниягу родился 25-го марта 1910-го года в Варшаве. В 1920 году
> вместе с семьей переехал в Палестину (тогда под британским управлением). В
> 1944 году он женился на Циле Сегал (умерла в 2000 году). Был личным
> секретарем Владимира (Зеэва) Жаботинского. Представитель правого крыла
> ревизионистского движения. Профессор истории.
.